Ткани

ткань1.jpg

Материаловедение не входит в программу обучения данного сайта, но основные моменты, на которые надо обратить внимание при выборе и крое ткани, такие: 

При раскрое ворсовых тканей надо знать, в какую сторону располагать направление ворса.
Бархат, пан-бархат, мелкий и средний вельвет (и многие др. ворсовые ткани) кроятся ворсом вверх, потому, что, дают красивый, насыщенный оттенок.
Если вельвет крупный и ворс у него длинный - ворсом вниз.

Велюр можно кроить в ту или иную сторону, какая понравится, но, только, в какую-то одну.
Как узнать, какая сторона ткани лучше и красивее будет смотреться в готовом изделии? Надо вывернуть ткань на лицевую сторону, накинуть себе на плечи, как шарфик. Посмотреть вниз (лучше под электрическим освещением) или в зеркало, взять правой рукой за темный конец ткани (если он вам больше нравится), снять и положить на стол. Так как, крой начинается с правой руки, с низа изделия, значит, в готовом виде получится тот оттенок, который вам понравился.

Драп, кашемир, ратин и др. ворсовые ткани для верхних изделий, кроятся ворсом вниз. При крое на ворсовой ткани нельзя переворачивать детали "вниз головой", они все должны располагаться в одном направлении - "вверх головой".

Ткани в клетку тоже надо различать по некоторым признакам. Абсолютная клетка (квадрат) встречается реже, чем клетка-прямоугольник. Полоски в клетчатой ткани могут быть симметричными, могут быть со смещением.

Что нужно учитывать при раскрое ткани в клетку? Нельзя кроить юбку по "косой" (когда ткань складывается косынкой) из клетки-прямоугольника, получится зрительно смещенный центр. Чтобы сделать косую юбку из такой ткани, надо кроить юбку 4-х клинку со швами по центрам спинки и полки, совмещая полоски по всем четырем швам. При крое косой юбки 4-х клинки ткань складывается не по "косой", а по длине, кромкой на кромку. Так же, 4-х клинкой, надо кроить косую юбку и из ткани в полоску.

Ткань в клетку, в полоску, в крупный горох, сложенную в сгиб по "долевой", надо прокалывать булавками через 10-15 -20см. по всей площади в зависимости от свойств ткани, совмещая полоски, уголки клеток. Горошины надо прокалывать внизу и вверху горошины, а не по середине. Декатировать проколотую ткань надо вместе с булавками, не высушивая до конца, чтобы не застоять пропечатки от булавок. 
Обводить детали выкроек так же, не вынимая булавок.

Вырезать детали, вынимая булавки только на пути ножниц. Так будет точнее соблюсти совпадение полосок, клеток, горошин.
Ткань в клетку - квадрат, сложенную по "косой", прокалывать не надо, достаточно аккуратно уложить ширину ткани на кромку под прямым углом. 
Нельзя кроить юбку "трапецию", располагая центры спинки и полки по "долевой" из ткани в клетку (любую) и полоску. А из ткани с крупным горохом, расположенным в шахматном порядке, нельзя кроить трапецию по косой, наоборот, ее нужно кроить только по долевой.
Ткани, с направленным рисунком в одну сторону, требуют внимательного к себе отношения. Понятно, что нельзя их кроить в разные стороны. Цветы, подсолнухи, листья должны быть направлены вверх.

Ткани с абстрактным и растительным рисунком зачастую имеют смещенный центр. Разверните всю ткань по ширине на лицевую сторону, скорее всего, увидите центр рисунка, который не совпадает со сгибом ткани. Надо перегнуть ткань по визуальному центру рисунка, игнорируя магазинный сгиб ткани. Кромки ткани надо будет уложить параллельно друг другу и заколоть их булавками во избежание сдвига ткани. Ширина ткани уменьшится, зато изделие не будет испорчено.

Разнооттеночные ткани представляют собой особую сложность. Ткани "партизаны". Ничем себя не выдают, нет ворса, однотонные. Если накинуть ткань себе на плечи лицевой стороной, как шарфик, можно увидеть, что ткань дает еле различимые оттенки, в одну сторону темнее, в другую светлее. Зато в готовом изделии это будет очень заметно, вещь будет испорчена.

Ткани со смещенным раппортом рисунка, например - разноцветные полоски и/или полоски разной ширины, смещенные в одну сторону. Такие ткани нужно кроить в одну сторону, складывая ткань в сгиб не кромку на кромку, а ширину на ширину, полоски проколоть.
Ткани стрейч, которые по "долевой" (по основе ткани) тянутся больше, чем по ширине, надо кроить по "ширине", то есть, сложить ткань в сгиб не кромка на кромку, а ширину на ширину. И за долевую принимать ширину ткани (уток), а не длину. Так же по ширине (поперек) кроятся ткани с купоном, т.е. с рисунком, который идет у кромки по одной стороне ткани.

Ткани би-стрейч, которые тянутся одинаково и по длине, и по ширине, кроить по длине.

Что касается информации о свойствах ткани, то такую информацию можно найти в Интернете на других сайтах.
Новичкам в пошиве не надо браться за сложные ткани, такие как бархат (настоящий, на шелковой основе, а не велюр на трикотажной основе, который тоже называют бархатом), шифон, шелк, кашемир и др. ворсовые и скользящие ткани. Начинать учиться шить нужно из более простых, дешевых тканей, не требующих к себе деликатного отношения и не требующих для работы с ними особых знаний.

Даже такие простые, на первый взгляд, ткани, как полоска, клетка, крупный горох, которые требуют сколки  перед кроем по полоскам, клеткам и горошинам, не стоит брать по началу в работу. Их и раскроить новичкам трудно и подогнать по швам в процессе пошива трудно.
 Бархат трудно шить даже опытным портнихам, тем более, не имея специального приспособления для утюжки (кардоленты).
Шелк, атлас и шифон "не держатся" в неумелых руках, значит, их тоже надо исключить из первоначального пошива. 

Когда же эти ткани начинать шить? Когда освоите сухие и мягкие ткани, не тянущиеся, когда прошьете несколько вещей из костюмной, плательной ткани, затем из стрейч - ткани, когда освоите посадку основ изделий, тогда можно приступать и к "трудным" тканям. Но, первоначально, шить из них только на себя. Экспериментировать на заказчиках не стоит, дороже выйдет.