Раскладка лекал  (бумажных выкроек) на ткани

Бумажные детали кроя делаются без припусков на швы.

Во всех своих курсах даю реальные, рациональные раскладки изделий на ткани.

- Обращайте внимание на моих рисунках, где написано - кромка ткани, как сложена ткань, где обозначена долевая, как лежат лекала на ткани (по долевой, поперек      или по косой). 
 Долевая линия ткани - это любая линия нити основы, параллельная сгибу и кромкам ткани (поперечная нить ткани называется уток).
- Ткань складывается лицом внутрь.
  Выкройки раскладываются на изнаночной стороне, учитывая направление нитей основы, т.е. так, чтобы намеченные на бумажной детали линии ДОЛЕВОЙ были    параллельны кромке и сгибу ткани.

- Долевая на лекалах спинки и полки (после примерки в бумаге) идет перпендикулярно линии бедер и линии талии, и дальше вверх не преломляясь.
- Долевая на рукаве идет параллельно вертикали, на которой строился рукав.
- Долевая на клапане соответствует направлению долевой на полке.
- Долевая на подклапане идет по любой косой, не обязательно под углом в 45 градусов.
- Долевая на воротнике идет параллельно середине воротника.
- Долевая на подворотнике идет по любой косой, не обязательно под углом 45 градусов.
- Долевая на подборте соответствует долевой на полке.
- Долевая в обтачках для горловины и для проймы (по моей технологической обработке) идет как угодно. Мало того, если обтачки будут стачаны из нескольких    частей, то и в каждой маленькой части обтачки долевая может идти как угодно. 
- Долевая на передней и на задней половинках брюк соответствует стрелкам (середине) половинок.
- Долевая в юбке - карандаш идет параллельно сгибу переднего полотнища и первой направляющей середины спинки.
- Долевая в поясе (для юбки и брюк) идет поперек пояса, а не вдоль (по моей технологической обработке). 
Другими словами, долевая линия на выкройке  - это нить основы ткани, которая соответствует направлению кромке и сгибу на текстильной ткани и на трикотажном полотне - петельному столбику. 
Детали выкройки нужно раскладывать на ткани так, чтобы стрелка направления долевой нити была параллельна кромке и сгибу ткани.

Раскладка на ткани может быть:
- в сгиб (ткань складывается кромкой на кромку);
- в сгиб (ткань складывается шириной на ширину);
- в сгиб (ткань кладется кромкой на ширину строго под углом в 45 градусов) - крой по косой.  Долевая на бумажной выкройке идет параллельно косой нити.
- в сгиб (обе кромки заворачиваются по направлению к середине);
- в разворот, т.е. ткань лежит в один слой. 

Фиксировать или нет бумажные детали на ткани? Однозначно - нет. Что только не придумывают для фиксации выкроек: и скотчем приклеивают, и болтами прижимают, и разными грузиками и предметами придавливают, и булавками прикалывают. Ничего подобного делать не надо, намертво фиксировать выкройки не нужно, чтобы можно было в любой момент сдвинуть деталь на миллиметр, на два миллиметра, а то и вовсе передвинуть на другое место, если того потребует работа.
 Достаточно прижать одну, первую бумажную деталь ножницами, замерить расстояние от долевой направляющей до кромки ткани на одном конце выкройки, затем так же замерить от долевой до кромки на другом конце выкройки (эти расстояния должны быть одинаковыми, значит, деталь лежит правильно, ее долевая параллельна кромке и сгибу ткани) прижать левой рукой край бумажной детали, правой рукой с нажимом провести линию по краю бумажной детали на ту длину, которую фиксирует левая рука. Затем левой рукой уйти на следующий участок линии, прижать следующий участок края бумажной детали, провести следующую порцию линии и так далее обвести всю выкройку. 

Сразу снять выкройку со стола и убрать.
Дать припуски на швы к обведенной детали.
Положить ножницы на следующую деталь, обвести. Как правило, после припусков на швы к первой детали, вторую можно и нужно сместить на 1-2 миллиметра в сторону уменьшения расхода ткани, так как для двух, рядом лежащих деталей, линией обводки,  в некоторых местах, может служить одна и та же. 
Так же обвести вторую деталь, опять убрать бумажную выкройку со стола (чтобы не обвести повторно).
Дать припуски на швы. Таким образом обвести все детали кроя. 

Раскладку начинать от кромки, с правой руки, с подола. Во всех курсах дана раскладка изделия в нескольких вариантах.
Кроить надо в сгиб. Редко, но приходится кроить в разворот.

Раскладка на ткани бывает в сгиб "кромкой на кромку", в сгиб "ширина на ширину", в сгиб "кромкой на ширину" - крой по косой, в сгиб с обеих сторон, кромками к центру и полностью в разворот  (целесообразен для асимметричного кроя, для подгона рисунка, в кружевных полотнах ).
Кто кроит всегда в разворот, пожалуйста, никто не запрещает. Но, лично мне, жаль впустую тратить столько времени (два раза раскладывать одни и те же детали, два раза их обводить, два раза вырезать). Нет гарантии, что детали не вырежутся на одну сторону фигуры, даже, если, они и будут подписаны.
 Мы занимаемся индивидуальным пошивом, а не массовым. Делаем раскладку всего на одну вещь, а не на 3 - 5 сразу, как это делается на фабриках при массовом пошиве.  При массовом производстве, естественно, сразу несколько комплектов лекал дадут самую рациональную раскладку: настилается 50-100 слоев ткани (в зависимости от толщины), сверху кладется начерченная раскладка и все вырезается электрическим ножом - пилой, которая режет сразу до 100 слоев ткани. Чтобы избежать погрешности при настиле в области сгиба, ткань на фабриках кладется в разворот. А нам, портным, зачем кроить в разворот, если изделие не асимметричное. Иногда из кружевных полотен приходится кроить в разворот, иногда рисунок заставляет кроить в разворот, но, это исключение из правил.
Мы работаем по - другому. Нам надо рационально уложить на отрезе ткани всего одно изделие, а не 3-5 (иногда бывает два изделия - юбка и жакет, брюки и жакет), быстро сделать раскладку (быстро - это не для начинающих), быстро вырезать и быстро отшить (быстро тоже не для начинающих). Если всю работу всегда делать в разворот, вряд ли придет скорость и вряд ли за день можно отшить вещь на "готово". 
А, при крое в сгиб, линии кроя перевести на нижний слой ткани - секундное дело. См. мастер - класс "Перевод линий кроя на нижний слой ткани" http://www.sartapro.ru/master/1557/

 При раскладке деталей на ткани необходимо учитывать направлении ворса, направление рисунка и разнооттеночность ткани.
 Раскладка одной и той же модели на разных тканях может быть совершенно разная. Если на однотонной ткани (и то не всегда) лекала можно раскладывать валетом по отношению друг к другу, то, например, на ворсовых тканях, на разнооттеночных, на тканях с направленным рисунком в одну сторону, этого делать нельзя, лекала кладутся только в одном направлении.

Ворсованные ткани: бархат, вельвет, велюр, драп, лоден и т. д., необходимо раскраивать с учетом направления ворса.
В какую сторону должен лежать ворс, это уже второй вопрос.
Бархат (настоящий) принято кроить ворсом вверх, но, кто запретит, если человек захочет покроить бархат ворсом вниз?
Как определить, в какую сторону кроить ворсовые ткани?
Все пальтовые ткани нужно кроить ворсом вниз, это и понятно: Пальтовая ткань, покроенная ворсом вверх, быстро залохматится и носить вещь будет невозможно.
А все другие ткани можно выбирать по желанию, в какую сторону кроить. 
Разнооттеночные ткани - это темные лошадки для портних. Ворса на них нет, как правило, они гладкокрашенные, на первый взгляд не вызывают подозрений.
Но, это коварные ткани. Даже при раскрое не всегда можно обнаружить разнооттеночность. Она себя проявит в готовом изделии, когда засверкает темными и светлыми деталями.
Поэтому, надо взять за правило: любую ткань, перед раскроем, накинуть шарфиком себе на шею и посмотреть сверху вниз при электрическом свете или в зеркало.
С одного плеча ткань будет свисать темным оттенком, с другого светлым.
Взять понравившийся конец отреза правой рукой, снять ткань с плеч и, не выпуская понравившийся конец ткани из правой руки, выложить ткань на стол. Так как крой начинается ( по моему правилу) с правой руки, с подола, вещь получится того цвета, который вам понравился.

Бархат, велюр, вельвет и некоторые др. ворсовые ткани не декатируются. Когда говорю о бархате, имею ввиду не тот бархатистый трикотаж, из которого шьют кофточки и который можно стирать, а настоящую ткань - бархат (на х/б или шелковой основе).

 При раскладке деталей на ткани необходимо учитывать направление узора.
 Ткани с направленным рисунком раскраиваются в одном направлении, головками цветов вверх.
Ткани с растительным и абстрактным рисунком часто имеют свою середину, которую надо определить визуально. Эта середина ничего общего не имеет со сгибом ткани. Как ее определить? Развернуть всю ткань на лицо и визуально определить середину. Отметить середину по краю среза. Свернуть ткань лицом внутрь по этой отметке, одна кромка выйдет за пределы другой. Заколоть кромки (параллельно друг другу) булавками по всей длине ткани и так кроить. Как правило, выход ткани  с одной стороны за пределы кромки пойдет в отброс, зато изделие не будет испорчено. Если в готовом изделии не соблюден центр, заказчик вправе отказаться от вещи.

 При раскладке деталей на ткани необходимо учитывать клетку, полоску, крупный горох, расположенный в шахматном порядке.
При раскрое этих тканей нужно следить за совпадением полос и горошин. В готовом изделии они должны обязательно совпадать по горизонтали - по бокам, по рельефам, по центрам.
Центры спинки и переда должны совпасть или с центром клетки, с центром полоски, с центром горошины, или ориентироваться на вертикаль между горошинами, клетками, полосками.

Но, прежде, чем делать раскладку на такой ткани, нужно всю ткань проколоть булавками (портновские булавки "тип 1-30") через каждые 10 - 15см. (или 20 - 25см, если ткань сухая) так, чтобы полоски и уголки клеток совпали. 
Детали основы надо раскладывать на ткани так, чтобы их нижние края совпадали с одной и той же полоской раппорта, узора.
Горошины скалывать не одной булавкой по центру, а двумя - сверху и снизу горошины.
 Декатировать ткань вместе с булавками: дать пар, но до конца утюгом не высушивать, просто дать ткани остыть. 
Не вынимая булавки из ткани, начать крой. Удалить (или переколоть на другое место) только те булавки, которые встретятся на пути мыльца (мелка) или ножниц.

При раскладке деталей на ткани необходимо учитывать разноповторяющийся раппорт. Что это такое? Например, ткань в полоску с разными цветными полосками, с разной шириной полосок, с разным расстоянием между полосками.
Если такая ткань без ворса, тогда ткань кладется в сгиб не кромкой на кромку, а шириной на ширину, чтобы полоска легла сама на себя.
Если такая ткань с ворсом, тогда крой пойдет в одну сторону или в сгиб (кромкой на кромку), или в разворот, кому как будет удобно, симметрии не будет в любом случае, значит, в такой ткани ее и не нужно добиваться.
Если такая ткань в клетку (с асимметричными полосками по ширине или по цвету) - кладется в сгиб, кромкой на кромку, детали раскладываются в одном направлении.
  • На мелких деталях (клапаны, воротник (только по центру спинки), пояс юбки и брюк (только по центру переда) - полоски должны совпадать с полосками на основных деталях. 

    Полоски, клетка, горох должны располагаться симметрично на концах воротника, лацканах, клапанах, манжетах.

  • На накладных карманах, подбортах горизонтальные полоски должны совпадать с полосками на основных деталях.

Ткани с выраженной диагональю кроить в сгиб "кромкой на кромку". Если нет ворса, можно кроить, укладывая детали в разных направлениях.
При крое в разворот, чтобы не произошло казуса (чтобы не вырезались две одинаковые детали на одну сторону фигуры), желательно сделать все детали в двух экземплярах, подписать их, обозначив левую и правую стороны. 

- Если приучите себя кроить только справа, с правой руки, с низа (с подола) изделия, - не будет ошибок в крое, не будете думать и гадать, как лучше и правильнее сделать ту или иную раскладку, достаточно будет посмотреть на мои раскладки в обучающих файлах. Так быстрее и правильнее усвоится в голове основная раскладка юбок, брюк, жакета, платья.

- Раскраивать ткань лучше всего на большом прямоугольном столе, накрытым клеенкой в клетку, сразу на столе будете видеть вертикаль и горизонталь, глаз будет привыкать видеть вертикаль и горизонталь. 
- В большинстве случаев ткань кроится в сгиб (ткань сложена вдвое, лицевой стороной внутрь, кромкой на кромку, кромки даже можно сколоть). Изделия с асимметрией кроятся в разворот. При крое в разворот надо включить внимание, так как, есть большая вероятность вырезать одинаковые детали.

- Чтобы сделать рациональную раскладку, сначала надо разложить на ткани крупные детали (полочку, спинку, рукава), затем мелкие детали (манжеты, воротники, пояс и др.). Добиться экономной раскладки выкроек на ткани, чтобы не было зазоров между припусками деталей на швы.

- Если от раскладки останется лишняя ткань, она вся должна быть у сгиба, чтобы от кроя остался целый остаток, а не порезанные лохмотья.

- Линии проводить с нажимом, четко, тонко заточенным обмылком, тогда скалывать и стачивать по линиям кроя будет легко и, самое главное, точно.

- Когда обведется по контуру одна деталь, нужно убрать бумажную выкройку со стола, дать припуски на швы к обведенной детали. Затем только приступить к обводке следующей детали.

- Раскладывать детали надо так, чтобы, между их припусками на швы не оставалось ни одного миллиметра ткани на выброс. 

- Если у вас мало опыта, не очень хороший глазомер и вы не уверены, что сможете на всем протяжении среза на глазок задать нужную величину припуска на шов, отложите величину припуска на шов при помощи треугольника (его легче держать в руке, чем линейку) или при помощи специального шаблона, который можете изготовить сами. 

- Шаблон для припусков на швы можно вырезать из рентгеновской пленки или из картона.
Вырезать прямоугольник шириной 3см, длиной 10см. Наметить, как на линейке: 1см; 1,5см; 
2см; 2,5см; 3см; 3,5см; 4см. Вырезать по отметкам небольшие треугольнички, по этим отметкам можно будет быстро наметить нужный припуск шва.

- Когда будут обведены все бумажные детали и убраны со стола, только тогда, чтобы ткань не сместилась при вырезании, можно каждую деталь проколоть булавками ( редко, по внутреннему контуру или по припускам, в уголках, внутри вытачек).

- Тонкие ткани, такие, как, шифон, трикотаж, шелк, лучше кроить, застелив стол тканью.  Положить на стол пикейное покрывало или простыню. Простынь закрепить  скотчем по краям к столу.

- Можно побрызгать (равномерно, не уливать) всю ткань или только припуски швов (в зависимости от структуры) лаком для волос, дать высохнуть. Особенно лак помогает при вырезании мелких деталей, косых беек. Кусок ткани для косых беек можно сильнее намочить лаком, дать высохнуть, при необходимости прогладить сухим утюгом или, при необходимости, через бумагу. 

- После того, как деталь из данных тканей вырезана, побрызгать лаком еще раз по контуру каждой детали. Сыпучие ткани не будут осыпаться, трикотажные не будут закручиваться, скользкие не будут выскальзывать из рук.

-После того, как все детали обведены, даны припуски на швы, надо оставить крой и отвлечься, не торопиться быстро вырезать. Через несколько минут, когда глаза забудут раскладку, вернуться к крою, взять все выкройки и проверить: Все ли детали обвелись, не затерялась ли какая из них под столом? 
                                                                                                                       Правильно ли лежат детали на ткани?
                                                                                                                       Не лежит ли, случайно, какая - либо деталь не в ту сторону?
 Ведь, пока ткань не разрезана, ничего не испорчено, еще все можно исправить.

Ткань с рисунком (купоном) или с вышивкой по одному краю ткани кроить поперек, а не вдоль. 
Так же поперек кроится ткань, которая тянется по долевой больше, чем по ширине.
Биэластичные ткани, то есть, те ткани, которые тянутся одинаково и по ширине, и по длине, кроить вдоль.

Раскладка делается на изнаночной стороне ткани. Для кроя в сгиб ткань складывается лицом внутрь.
Для кроя в разворот ткань кладется лицом вниз.
Бумажные детали для кроя в разворот сделать в двух экземплярах, каждую деталь подписать, где у нее "лицо" и в процессе кроя не переворачивать на изнанку.

Перед кроем большинство тканей нужно декатировать, то есть, пропаривать утюгом с паром, чтобы ткань дала первоначальную усадку.
Вискозные, х/б и все простые в обработке ткани нужно намочить в воде комнатной температуры и высушить не до конца, потом прогладить.
Натуральные ткани завернуть в мокрое большое полотенце рулетом, уложив ровными слоями, дать полежать часа два или завернуть на ночь, потом прогладить.

Как узнать, сколько купить ткани?
 - Сделать раскладку на газете на предполагаемую ширину ткани, замерить расход, прибавить 5 - 10см.(на усадку, на выравнивание ткани, на подгонку рисунка, раппорта и т.д.
Чтобы сделать раскладку, надо знать свойства ткани, из которой будете шить, ее ширину, рисунок, наличие ворса, растяжимость и т.д.
Подумать, как сложить ткань для кроя:  в сгиб кромкой на кромку;
                                                                     в сгиб ширину на ширину;
                                                                     в сгиб с обеих сторон, кромками к середине;
                                                                     в сгиб по косой, кромкой на ширину;
                                                                     в разворот;
Когда продумаете все эти моменты, надо склеить газеты, отложить на газете ширину ткани.
Если крой предполагается делать в сгиб кромкой на кромку, а ширина ткани 145см, отложить на газете 72,5см. и на этой ширине сделать раскладку.
Разложить детали кроя на газете с учетом особенностей ткани (направление деталей в одну сторону или в обе стороны).
Дать припуски на швы.
Прибавить 5 - 10см. (на усадку, выравнивание ткани), а то и больше, если в ткани большой раппорт рисунка (на подгонку рисунка).
Замерить расход.