Прием заказа в пошив

Мне был задан вопрос: " Если можно, расскажите о приеме заказа, в какой последовательности, на каком этапе обговаривается цена?" 

У меня на стене, у всех на виду, висит мой личный прейскурант. Для чего? Чтобы все видели, что для меня все заказчики одинаковы, чтобы не думали, что для богатых клиентов у меня цена больше, чем для всех остальных. В прейскуранте не оговариваю отдельные элементы, только учитываю свойства ткани. Цены написать не могу, так как у каждой портнихи они должны быть свои, учитывая ее квалификацию (знания и опыт), территориальный регион, населенный пункт (маленький или большой город, поселок и т.д).

Работаю по телефонному звонку. Человек позвонил, записался, ему назначено время прихода. Больше, кроме него, никого у меня не будет. Работаю наедине, всех предупреждаю, чтобы ни детей, ни мужей, ни мам, ни подруг, никого с собой не приводили и чтобы у человека был час времени в запасе.

Когда нужно обговаривать цену? Когда вам позвонили. Вы по телефону должны выяснить, что именно нужно сшить, есть ли ткань, какая ткань, примерный фасон и размер. Размер вам назовут магазинный и этого достаточно, чтобы сориентироваться по фигуре (маленькая или крупная женщина). Выслушав все это, называете цену - ОТ стольки - то, если заказчица будет не согласна с ценой, зачем ей приезжать и вам обеим тратить время. Не надо жалеть, если сорвется заказ, лучше не надо таких заказчиков, она, еще не видя вас, уже не ценит ваш труд. 
 Когда вы увидели ткань,  заказчицу,  выяснили приблизительный фасон, теперь надо начать зарисовывать фасон на листке бумаги и, постепенно вытягивать из нее, выяснять, какой вырез горловины она любит, какую длину носит, для чего она шьет платье или юбку, для офиса, для юбилея и т.д.  Обговорить все линии, силуэт, все - все о фасоне, не поддаваться на ее просьбы "посоветовать что - нибудь ей", будьте спокойны, она уже знает, что ей надо, иначе бы не пришла к вам, просто ей хочется поговорить, в голове - то любой заказчик держит мысль, что портниха посоветует шить то, что ей легче сделать. Она все равно закажет то, что сама надумала, но вы должны обсудить с ней каждый узел обработки. Иногда они такие немыслимые вещи придумывают, что диву даешься, например, чтобы спина была абсолютно голая до попы, но чтобы по бокам изделие прилегало вплотную, она в кино так видела. И чтобы ни сетки, ничего больше не было. Приходится объяснять, что то, что вы видите в кино и на подиуме, не всегда можно сшить и носить, там и на булавках, и на прищепках, и на клею может быть приклеено. Я это все пишу для того, чтобы вы понимали, чтобы все уметь шить, нужен опыт, поэтому, нельзя брать в пошив все подряд, нужно по умному распределять свои силы и знания, для того, чтобы уметь зарабатывать.

Когда вы разобрались с фасоном, зарисовали (сделайте себе трафарет фигурки из журнала) тогда, до снятия мерок, озвучивайте окончательную цену. 

Я беру за пошив всю сумму сразу. Если у человека нет с собой всей суммы, предупреждаю, что кроить буду тогда, когда заказ будет оплачен полностью. Человек оставляет ткань, я сняла мерки, вложила в ткань и жду оплаты. Пока жду, еще один-два заказа могу отшить.

Как только заказ оплачен, тут же крою и шью. Никогда не делаю залежи из заказов.

Иногда (по мере необходимости), тут же, при заказчице,  черчу чертеж, делаю бумажный макет и прикладываю его к фигуре для уточнения некоторых моментов.

Те портнихи, которые "стесняются" сказать, сколько будет стоить ее работа (а заказчик делает вид, что "забыл" спросить стоимость услуги) никогда хорошо не заработают домашним пошивом. Не буду вдаваться в подробности, почему. Я написала, как надо делать. Конечно, подразумеваю, что пошив должен быть грамотным и качественным.

 Мои рекомендации относятся только к классным портнихам.
 Объясню, кого я считаю классной портнихой. Портниха может уметь шить только одни юбки и больше ничего. Но шить так, как надо (многие мои ученицы сделали бизнес - пошив на одних только юбках). Кто научится шить юбку - карандаш, тот и другие юбки будет шить без проблем, так как все остальные юбки сшить намного легче.

Когда я говорю, что шить надо без примерок, я не имею ввиду новичка, который первый раз в жизни взял в руки ножницы и ткань, я имею ввиду человека, который уже сшил не одну вещь себе, родственницам, подругам, то есть, прошил, например, юбку - карандаш, раз пять на разные фигуры и все получилось классно. Тогда можно и заказ за деньги брать.

Но, сталкивалась с такими "выходками" своих учениц: отучились, ни одной вещи не сшили на другую фигуру и берут в пошив вещь на заказ. Разве можно без малейшего опыта брать на себя ответственность сразу шить вещь на заказ за деньги? Я нигде и никогда не говорю, что шить - это так просто, прямо делать нечего. Наоборот, профессия портнихи такая же профессия, как любая другая, которая требует знаний и опыта. Научились шить юбку - карандаш, можно брать в пошив ТОЛЬКО юбку - карандаш. Научились шить юбку - годе, можно теперь еще и ее брать в пошив на заказ. Научились шить платье - футляр, берите платье - футляр, а не платье с навороченной драпировкой или с немыслимыми линиями кроя, с подрезами, с карманами и т.д. из сложнейшей ткани. Надо же понимать, что это разные вещи.

Не надо принимать в пошив старые, залежалые ткани, которые хранились по 20 -30 лет, которые уже имеют характерный запах затхлости. Почему? Потому, что, недобросовестные заказчики могут принести такую ткань не для того, чтобы сшить из нее вещь, а для того, чтобы "продать" ее вам. Зная, что можно придраться к сшитой вещи, могут отказаться от нее и потребовать вернуть деньги за ткань. Такие прецеденты бывают у портних, мне рассказывают ученицы на курсах. Особенно это касается новичков, которые начали работать на заказ и  еще не совсем уверены в качестве своей работы. Но, сшить надо так, чтобы придраться было не к чему.

Однажды я продемонстрировала такой заказ своим ученицам. Специально приняла на их глазах залежалую ткань в пошив, сшила при них, как образец. Они понюхали при утюжке характерный запах, исходящий от старой ткани. Пришла заказчица за готовым заказом и сильно сокрушалась, что получилась такая хорошая юбка (а заказчики не хотят даже снимать готовую юбку, так и уходят в ней) и такая плохая, старая ткань. Но, куда было деться, забрала свой заказ.

Каждый узел, каждый новый фасон надо сначала отработать, а потом уже приниматься шить его на заказ. На сайте есть жакет на подкладе и юбка - карандаш на подкладе, это костюм в целом - самая выгодная вещь в пошиве. Так же платье - футляр дает хороший заработок и, отдельно, юбка-карандаш и брюки.

Отработайте конструирование и технологию изготовления этих вещей, тогда принимайте заказы в пошив, а параллельно, когда пойдет заработок, можно постепенно изучать все остальное. Когда Вы работаете дома, а не в ателье, можете каждому заказчику сказать, что шьете только это и ничего больше, специализация у вас такая.

Если не умеете работать с шелком, шифоном, атласом и с др. трудными тканями, не надо принимать их в пошив, нет машины распошивалки, не берите в пошив трикотаж, нет кардоленты, не надо браться за настоящий бархат, дорогие ворсовые ткани и т.д. То есть, опыт, на то и опыт, что он приходит со временем и нарабатывается постепенно.
Предчувствую вопрос, а когда же и на ком же учиться шить "трудные" ткани?  Только на себе. Дешевле выйдет.)))

Отзыв Ирины Толстых:  "Я дочь портнихи, мы 20 лет шьем, поэтому, с полной адекватностью говорю - ваша методика закройщика и приемы в работе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогают сделать любимое хобби работой с удовольствием за хорошие деньги".