Прием заказа в пошив

Мне был задан вопрос: " Если можно, расскажите о приеме заказа, в какой последовательности, на каком этапе обговаривается цена?" 

У меня на стене, у всех на виду, висит мой личный прейскурант. Для чего? Чтобы все видели, что для меня все заказчики одинаковы, чтобы не думали, что для богатых клиентов у меня цена больше, чем для всех остальных. В прейскуранте не оговариваю отдельные элементы, только учитываю свойства ткани. Цены написать не могу, так как у каждой портнихи они должны быть свои, учитывая ее квалификацию (знания и опыт), территориальный регион, населенный пункт (маленький или большой город, поселок и т.д).

Работаю по телефонному звонку. Человек позвонил, записался, ему назначено время прихода. Больше, кроме него, никого у меня не должно быть.
 Работаю с клиенткой наедине, всех предупреждаю, чтобы ни детей, ни мужей, ни мам, ни подруг, никого с собой не приводили и чтобы у человека был час времени (для приема заказа).

Когда нужно обговаривать цену? Когда вам позвонили. Вы по телефону должны выяснить, что именно нужно сшить, есть ли у клиентки ткань, какая ткань, какой примерно нужен фасон и какой у нее размер.
Размер вам назовут магазинный и этого достаточно, чтобы сориентироваться по фигуре (маленькая или крупная женщина). Выслушав все это, называете цену - ОТ стольки - то. 
Если заказчица будет не согласна с ценой, зачем ей приезжать и вам обеим тратить время? Не надо жалеть, если сорвется заказ, значит, это не ваша клиентка.
 Она, еще не видя вас и не видя готового изделия (не видя вашу работу), уже не ценит ваш труд.

 Когда вы выяснили с заказчицей приблизительный фасон применительно к ткани, теперь надо зарисовать фасон на листке бумаги и отметить на рисунке глубину выреза, длину шлицы, длину рукава, ширину воротника, форму воротника, ширину манжеты, карманы, посчитать приблизительное количество пуговиц и т.д. и т.п.
Нельзя упустить ни один момент, постепенно выяснять (вытягивать из нее), какой вырез горловины она любит, какую длину носит, для какого случая она шьет платье или юбку (для офиса, для юбилея и т.д.) и т.д.
  Обговорить все линии, силуэт, все - все о фасоне, не поддаваться на ее просьбы "посоветовать что - нибудь ей", будьте спокойны, она уже знает, что ей надо, иначе бы не пришла к вам шить, просто ей хочется поговорить.
 Вы должны знать, что любая заказчица держит в голове мысль, что портниха посоветует шить то, что ей самой легче сделать. Она после всех разговоров все равно закажет то, что сама задумала.
 Но, вы должны обсудить с ней каждый узел обработки.
Иногда они такие немыслимые вещи придумывают, что диву даешься.
Например, чтобы спинка у платья была абсолютно голая до попы, но чтобы по бокам изделие прилегало вплотную, она в кино так видела. И чтобы ни сетки, ничего больше на спинке не было. Приходится объяснять, что то, что вы видите в кино и на подиуме, не всегда можно сшить и носить, там и на булавках, и на прищепках, и на клею может быть приклеено, а в жизни так не получится.
 Я это все пишу для того, чтобы вы понимали, чтобы всё уметь шить, нужен опыт, поэтому, нельзя брать в пошив все подряд, нужно по умному распределять свои силы и знания, для того, чтобы не просто шить, а уметь зарабатывать пошивом на заказ. Просто уметь шить и зарабатывать пошивом, это совершенно разные вещи.

Когда вы разобрались с фасоном и зарисовали его на бумаге, тогда, еще до снятия мерок, озвучивайте окончательную цену. 
Чтобы быстро зарисовать фасон, сделайте себе трафарет фигурки из картона. Это очень удобно, обвести фигурку и на этом контуре зарисовать фасон.

Я беру за пошив всю сумму сразу. Если у человека нет с собой всей суммы, предупреждаю, что кроить начну тогда, когда заказ будет полностью оплачен.
Человек оставляет ткань у меня, я вкладываю листочек с мерками в ткань и жду оплаты. Пока жду, еще один-два заказа могу отшить.

Как только заказ оплачен, тут же крою и шью. Никогда не делаю залежи из заказов.

Иногда (по мере необходимости), тут же, при заказчице,  черчу чертеж, делаю бумажный макет и прикладываю его к фигуре для уточнения некоторых моментов.

Те портнихи, которые "стесняются" сказать, сколько будет стоить ее работа (а заказчик делает вид, что "забыл" спросить стоимость услуги) никогда хорошо не заработают домашним пошивом. Не буду вдаваться в подробности, почему. Я написала, как надо делать. Конечно, подразумеваю, что пошив должен быть грамотным и качественным.

 Мои рекомендации относятся только к классным портнихам.
 Объясню, кого я считаю классной портнихой. Портниха может уметь шить только одни юбки и больше ничего. Но шить очень качественно, обязательно на подкладке! (без подкладки любая юбка - это тряпочка) - это уже классная портниха!. Многие мои ученицы "встали на ноги" на пошиве одних только юбок. Кто научится шить юбку - карандаш, тот и другие юбки будет шить без проблем, так как все другие юбки моделируются от основы юбки-карандаш.

Когда я говорю, что шить надо без примерок, я не имею ввиду новичка, который первый раз в жизни взял в руки ножницы и ткань, я имею ввиду человека, который уже сшил не одну вещь - себе, родственницам, подругам, то есть, прошил, например, юбку - карандаш, раз пять - десять на разные фигуры и все получилось классно. Тогда можно и заказ за деньги брать в пошив.

Но, сталкивалась с такими "выходками" своих учениц: отучились, ни одной вещи не сшили на другую фигуру и сразу берут в пошив вещь на заказ. Разве можно без малейшего опыта брать на себя ответственность шить вещь на заказ незнакомым людям?
 Я нигде и никогда не говорю, что шить - это так просто, прямо, как делать нечего. Наоборот, профессия портнихи такая же профессия, как любая другая, которая требует знаний и опыта. Научились шить юбку - карандаш, можно брать в пошив ТОЛЬКО юбку - карандаш. Научились шить юбку - годе, можно теперь еще и "годе" брать в пошив на заказ. Научились шить платье - футляр, берите платье - футляр, а не платье с навороченной драпировкой или с немыслимыми линиями кроя, с подрезами, с карманами и т.д. из сложнейших тканей. Надо же понимать, что это разные вещи и у каждой вещи свой коэффициент сложности.

Не надо принимать в пошив старые, залежалые ткани, которые хранились по 20 -30 лет, которые уже имеют характерный запах затхлости. Почему? Потому, что, недобросовестные заказчики могут принести такую ткань не для того, чтобы сшить из нее вещь себе, а для того, чтобы "продать" вам эту старую ткань.
 Зная, что можно придраться к сшитой вещи, могут отказаться от нее и потребовать вернуть деньги за ткань. Такие прецеденты бывают у портних, мне рассказывали ученицы на курсах. Особенно это касается новичков, которые начали работать на заказ и еще не совсем уверены в качестве своей работы.
 Поэтому, шить надо так, чтобы придраться было не к чему.

Однажды я продемонстрировала такой пример своим ученицам. Специально приняла на их глазах залежалую ткань в пошив.  Сшила на их глазах юбку-карандаш, как образец. Они понюхали при утюжке характерный запах затхлости, исходящий от старой ткани. 
Ученицам я объяснила, что заказчица пришла "продать" мне эту ткань, так как видно невооруженным глазом, что ткань морально и физически устарела.
Они с большим интересом наблюдали развитие событий, так как видели, что фигура у заказчицы была не из простых, а с очень большими особенностями.
Видимо, заказчица и рассчитывала на свою нестандартную фигуру, что, мол, портниха не справится с посадкой юбки и отказаться от готового изделия можно будет без проблем.
По ходу дела, когда я шила, рассказывала своим ученицам, на что надо обращать внимание при приеме заказа. Заранее сказала, что будет говорить заказчица, когда наденет готовую юбку. Все совпало практически слово в слово.

Пришла заказчица за готовым заказом и сильно сокрушалась, что получилась такая хорошая юбка, с такой комфортной посадкой, которой в жизни у нее не было (заказчики не хотят снимать готовую юбку, так и уходят в ней), но из такой плохой, старой ткани. Но, куда было деваться, забрала свой заказ. А, если бы, она смогла придраться к чему-нибудь, то отказалась бы от вещи и потребовала вернуть деньги за ткань. Вот так происходит "продажа" ткани портнихе. Будьте внимательны! Не каждая заказчица приходит к вам "накормить" вас, т.е. заплатить за заказ, кое-кто приходит "обокрасть" вас, т.е. продать негодную им ткань.

Каждый узел, каждый новый фасон надо сначала отработать на образцах, а потом уже приниматься шить его на заказ. На сайте есть жакет на подкладке и юбка - карандаш на подкладке, это костюм в целом - самая выгодная вещь в пошиве. Так же платье - футляр дает хороший заработок и, отдельно, юбка-карандаш и брюки.

Сначала отработайте конструирование и технологию изготовления этих вещей, только тогда принимайте заказы в пошив, а параллельно, когда пойдет заработок, можно постепенно изучать все остальное. Когда вы работаете дома, а не в ателье, можете каждому заказчику сказать, что шьете только это (назовите, что вы шьете, например, только юбки) и ничего больше, что специализация у вас такая и больше ни какая.

Если не умеете работать с шелком, шифоном, атласом и с др. трудными тканями, не надо принимать их в пошив.
Если нет у вас машины распошивалки, не берите в пошив трикотаж.
Если нет кардоленты, не надо браться за настоящий бархат и дорогие ворсовые ткани.
То есть, опыт, на то и опыт, что он приходит со временем и нарабатывается постепенно.
Предчувствую вопрос, а когда же и на ком учиться шить "трудные" ткани?  Только на себе. Дешевле выйдет.)))

Отзыв Ирины Толстых:  "Я дочь портнихи, мы 20 лет шьем, поэтому, с полной адекватностью говорю - ваша методика закройщика и приемы в работе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогают сделать любимое хобби - работой, с удовольствием и за хорошие деньги".